Методика полевого опыта с удобрениями
Для правильного применения удобрений нужно знать, как действуют различные удобрения на урожай культурных растений в определенных почвенно-климатических и культурно-хозяйственных условиях; какие виды и формы удобрений, в каких дозах и сочетаниях дают наибольшие прибавки и улучшают качество урожая; когда и какими способами лучше вносить удобрения? Для получения ответа на эти вопросы необходимо проводить полевые опыты с удобрениями.
Полевой опыт — это метод исследования, проводимого в природной полевой обстановке на специально выделенном участке с целью установления количественного воздействия условий или приемов возделывания на урожай сельскохозяйственных растений и его качество.
Полевой опыт относится к методам биологическим: в основе лежит реакция живого организма на изменение тех или иных факторов его развития. Он в наибольшей степени отвечает тимирязевскому правилу: «спрашивать мнение самого растения». Реагирующим организмом-индикатором является в опыте то самое культурное растение, для которого предназначаются получаемые данные, а реакция опытного растения изучается в нем в естественных почвенных и метеорологических условиях.
Полевой опыт дает количественную, приложимую к производственным условиям, характеристику эффективности действия удобрения. Поэтому он справедливо рассматривается как конечное звено в системе агрохимических исследований. Полевой опыт является не только завершающим этапом исследования, но и мостом, соединяющим сельскохозяйственную науку с сельскохозяйственной практикой.
Однако зависимость результатов полевого опыта от конкретных почвенных и метеорологических условий является в то же время моментом, ограничивающим его значение. Прежде всего результаты полевого опыта без точной характеристики почвы, на которой он проведен, приложимы, строго говоря, лишь к тому участку, на котором они получены. Другой ограничивающий момент — трудность, а иногда и невозможность такого детального аналитического расчленения отдельных природных факторов и их искусственного регулирования, которые допускают другие методы, в частности вегетационный.
Поэтому необходимо и целесообразно комбинировать полевой опыт с другими методами исследования: почвенными, химическими и биологическими. Применение почвенных исследований дает возможность устанавливать типичность участка полевого опыта для определенного района или зоны, а следовательно, и распространять на них полученные в полевом опыте результаты. Химические методы (анализы почвы и растения) позволяют судить не только о конечном результате изменения питательного режима почвы, отражаемом величиной урожая, но и о самих изменениях форм и количества отдельных элементов пищи растения в почве, а также о влиянии удобрений на качество урожая. Наконец, вегетационный метод, благодаря детальному расчленению факторов и возможности искусственного их регулирования, позволяет быстрее подметить определенные закономерности, получающие затем количественное выражение в естественных условиях полевого опыта.
В зависимости от цели, места постановки, длительности опыта и размера делянок полевой опыт делится на несколько видов. Так, возможно деление полевого опыта в зависимости от того, ставится он в условиях специально приспособленного опытного поля или в условиях сельскохозяйственного производства.
Первый вид опыта имеет целью углубленное изучение основных факторов и приемов культуры сельскохозяйственных растений и комбинаций этих факторов. Он строится с детальным расчленением отдельных факторов и обычно тесно увязывается с другими методами исследования. Выводы его предназначаются для значительного района или почвенной зоны. Обычной (но не обязательной) особенностью этого опыта является проведение его на делянках сравнительно небольшой величины.
Опыт в производственных условиях в большинстве случаев ставится по более упрощенным схемам, включающим лишь основные, наиболее важные варианты. Эти опыты особенно важны для экономической и организационнохозяйственной оценки технически уже разработанных приемов или их комбинаций.
В особую категорию можно выделить так называемые географические и коллективные опыты. Они необходимы для решения вопросов, имеющих значение для ряда почвенных и климатических районов, но требующих дифференцированного решения применительно к условиям каждого отдельного района. Они могут охватывать как очень большие территории, иногда даже целые страны, так и отдельные, сравнительно небольшие, но разнообразные по условиям области.
По географическому принципу могут вестись опыты и в стационарных опытных учреждениях, и в производственных условиях. Они ставятся в ряде пунктов, наиболее полно охватывающих все разнообразие изучаемой области, по одинаковой, заранее согласованной схеме.
Под коллективными массовыми опытами понимают обычно опыты в производственных условиях, поставленные по одинаковой схеме в ряде хозяйств. Они дают возможность, во-первых, повысить относительно малую точность каждого отдельного опыта за счет их многочисленности и, во-вторых, установить влияние на эффективность изучаемых приемов почвенных, климатических и организационно-хозяйственных особенностей отдельных хозяйств или их групп.
В зависимости от длительности периода наблюдения за действием удобрений различают однолетние и многолетние, или длительные, полевые опыты. В однолетних опытах учитывается действие удобрения только на ту культуру, под которую оно внесено. В многолетних опытах действие удобрений прослеживается в течение ряда лет на нескольких следующих одна за другой культурах. В них может учитываться либо действие раз внесенных удобрений (чистое последействие), либо накапливающееся действие систематически повторяемого через определенные сроки внесения удобрений. Многолетние опыты, как правило, ведутся в определенном севообороте, имеющем в натуре несколько клиньев. Опыт, закладываемый в течение нескольких лет каждый год на новом участке, но учитываемый на каждом участке только один раз, нужно считать все же однолетним опытом. Опыт, учитываемый в течение ряда лет на одном участке, лишь при чередовании на нем культур должен считаться многолетним, хотя и неудовлетворительно организованным с точки зрения методики.
В зависимости от размера делянки различаются крупноделяночные и мелкоделяночные опыты. Существенной для этого подразделения является, однако, не величина делянок, а возможность применения нормальной полевой агротехники. Мы относим к мелкоделяночным опыты с таким малым размером делянок, который не позволяет поставить изучаемый фактор в условия нормальной сопутствующей агротехники и заставляет прибегать к искусственным приемам, которые могут существенно изменить высоту урожая и эффективность изучаемого фактора. Все опыты, проводимые с соблюдением нормальных приемов полевой агротехники, мы относим к обычным, или нормальным, полевым опытам, независимо от абсолютных размеров делянки.