Построение схем полевых опытов с удобрениями (часть 1)
Основные принципиальные подходы к разработке схем опытов в строгом соответствии с целями и задачами исследований и простейшие стандартные схемы по определению действия различных видов и форм удобрений изложены ранее. Но так как построение схемы полевого опыта является наиболее сложной и ответственной задачей каждого исследования, следует подчеркнуть и другие методические особенности выполнения этой работы при проведении полевых опытов с удобрениями.
Схема опыта - это совокупность всех его вариантов, сравниваемых между собой, причем одни варианты включают изучаемые приемы, другие (контрольные или стандартные) берут для сравнения с первыми.
Вариант опыта - это совокупность приемов возделывания растений, осуществляемая на всех повторных делянках (повторениях) данного варианта опыта. Опытная делянка - элементарная составная часть опыта, на которой осуществляются все приемы возделывания растений в соответствии с определенным вариантом опыта.
Правильно составленная схема опыта позволяет сравнивать каждый его вариант с другими при наличии между ними единственного фактора различия и при тождестве прочих условий. Если невозможно или нецелесообразно изолированное изучение отдельных агротехнических вопросов, вариантом опыта может быть весь комплексный прием в целом, а не отдельная его часть. В программе, схеме и при опубликовании результатов таких опытов всегда следует давать соответствующую формулировку, которая не позволяла бы приписывать эффект действию только одной составной части изучаемого агрокомплекса.
Сравнение между собой комплексных приемов нельзя квалифицировать как нарушение принципа единственного различия, так как это сравнение проводится при тождестве прочих условий, которые не являются составными элементами сравниваемых агрокомплексов.
Такие сравнения нередко проводят при определении оптимальных норм (доз) удобрений, при изучении сроков и способов внесения удобрений, сочетаний их с другими средствами химизации.
Определение оптимальных доз (норм) удобрений - один из наиболее сложных вопросов не только методики проведения опытов с удобрениями, но и всей агрономической науки и сельскохозяйственной практики. При построении схем опытов в таких опытах применяют два принципиально разных подхода: эмпирический и расчетный, или балансовый.
При эмпирическом подходе, когда требуется определить, какая доза (норма) удобрения в данных условиях дает максимальную оплату единицы удобрения, или обеспечивает максимальный урожай, или является наиболее хозяйственно выгодной, нужно получить кривую изменения урожайности при возрастании доз удобрений. Для этого в опыте должно быть три-четыре дозы, причем интервалы между ними должны быть достаточно велики, чтобы прибавки урожая от соседних доз могли различаться на величину, превосходящую ошибку опыта.