Изучение техники применения удобрений
При
изучении техники применения удобрений контрольными являются варианты без удобрений и с обычным, стандартным способом внесения удобрений. Так как многие способы внесения дают положительный эффект только при определенных дозах, важным моментом является установление такой дозы. При постановке таких опытов не следует забывать о необходимости дополнительных контрольных вариантов для соответствующих обработок, вызванных внесением удобрений. Например, при глубокой заделке удобрений необходим контроль с соответствующей глубокой обработкой почвы без удобрений.
В схемах со сроками внесения удобрений при одной норме удобрения сравнивают разные сроки его внесения, например: 1) без удобрений, 2) фосфор осенью, 3) фосфор весной, 4) фосфор в период вегетации. В схемах с дробным внесением удобрений следует иметь следующие варианты: 1) без удобрений, 2) полная норма до посева, 3) часть нормы до посева, а остальная часть - при посеве или в подкормку, 4) часть нормы до посева, другая - при посеве, остальная - в подкормку.
Результаты опытов с подкормками зависят от способов внесения основного удобрения и подкормок, и нередко различия в способе внесения, а не во времени внесения определяют разницу в эффективности изучаемых вариантов опыта.
В схемах по сравнительному изучению гранулированных и порошковидных удобрений предусматривают равенство доз и тождество способов внесения. Здесь важно определить, что обеспечивает эффект: гранулированное удобрение или только изменение способа внесения обычного удобрения, так как в первом случае надо рекомендовать производству гранулированные удобрения, а во втором - ускоренное производство машин и орудий для лучшего способа внесения обычных удобрений. Поэтому примерная схема при одинаковой норме удобрений может быть следующей: 1) без удобрений, 2) гранулированное удобрение вразброс, 3) порошковидное удобрение вразброс, 4) гранулированное удобрение локально специальной сеялкой, 5) порошковидное удобрение локально специальной сеялкой.
Разработка схем каждого полевого опыта с удобрениями, сортами, севооборотами имеет специфические особенности, обусловленные целью и задачами исследований, методикой размещения опытов в пространстве и статистической обработкой их результатов. Реальная схема - это синтез разных требований и возможностей. Возможности не всегда удовлетворяют требованиям, поэтому приходится сокращать число вариантов, но в опытной работе лучше сделать мало, но хорошо, чем много, но плохо. При сокращении числа вариантов следует помнить, что, выбрасывая контрольные варианты, исследователь выбрасывает и результаты исследования.