Новости


Выбор подходящего септика для частного дома — это значимый этап в организации автономной канализации. Надежная система должна не только обеспечивать эффективную очистку сточных вод, но и быть экономически выгодной в долгосрочной перспективе. Существует много различных моделей септиков, и важно понимать, на что стоит обращать внимание при выборе подходящего варианта.




Натяжные потолки являются одним из самых востребованных решений для создания современного и эстетически привлекательного интерьера. Но сколько же стоит установка натяжного потолка, и как формируется цена за метр? Данный вопрос волнует многих, кто задумывается об обновлении своего жилья.




Какие существуют виды адвокатов – вопрос, который волнует многих граждан. Если быть честными, то официальное деление таких специалистов на определенные отрасли не практикуется. Когда будущий профессионал сдает квалификационный экзамен, он отвечает на разные вопросы, касающиеся всех сфер права.


Яндекс.Метрика
Общие нарушения в растениях

Негативное действие на растения тяжелых металлов, включая микроэлементы, связано с индуцированием ими окислительного стресса, блокированием функциональных групп молекул, вытеснением микроэлементов, входящих в состав ферментов. Тяжелые металлы большей частью представляют собой катионы с незаполненной δ-орбиталью. Самоокисление переходных металлов (Fe2+, Cu+), участвующих в окислительно-восстановительных реакциях, сопровождается появлением радикалов O2- и последующим образованием Н2O2 и ОН в реакциях Фентона. Аналогичный эффект могут вызывать и элементы (цинк, никель, кадмий), не участвующие в окислительно-восстановительных реакциях. При высоких концентрациях металлов в растениях отмечено снижение активности ферментов-антиоксидантов (СОД, аскорбатпероксидазы, каталазы, глутатионредуктазы) и накопление в избыточном количестве активных форм кислорода, что приводит к неспецифическому окислению белков, липидов мембран, повреждению ДНК, концентрированию в растительных тканях этилена. Действие Ni2+ на активность антиоксидантных ферментов (СОД) у растений-аккумуляторов (Allyssum argentums) и неаккумуляторов (А. maritimum) различалось: у неаккумулятора выявлено повышение активности, у аккумулятора — снижение. Устойчивость растений к избытку металлов (Cd) вo многом определяется их способностью к синтезу восстановителей. в частности глутатиона. способных противостоять отрицательному действию окислительного стресса.
Катионы тяжелых металлов взаимодействуют с функциональными группами молекул,содержащими кислород, азот и особенно серу. Блокирование металлами этих групп приводит к потере функциональной активности последних. Избыток тяжелых металлов ингибирует многие ферменты, вызывая их денатурацию или маскируя каталитически активные группы белков. Возможны также случаи изменения конформации ферментов и проявления конкуренции между тяжелыми металлами и элементами-активаторами ферментативных реакций. Например, двухвалентные металлы (Co2+, Ni2+, Zn2+) могут вытеснить Mg2+ из молекулы РБФК/О в вызвать потерю активности этого фермента. Перечень ферментов, ингибируемых никелем, представлен в работе И.В. Серегина и А.Д. Кожевникова, Среди них — РБФК/О, глицеральдегид-3-фосфатдегидрогеназа, альдолаза, фруктом-1,6-бисфосфатаза, нитратредуктаза, глутаминсинтетаза и другие. В этой же работе отмечены факты как ингибирования, так и стимулирования активности ферментов. С увеличением концентрации в среде NiCl2 до SO мкмоль/л активность ИУК-оксидазы, аскорбатоксидазы, каталазы и пероксидазы в проростках Oriza sativa возрастала, а при более высокой концентрации снижалась. Вытеснение кадмием (Cd2+) кальция из кальмодулина ингибировало активность фосфодиестеразы, регулируемой этим белком. Обнаружено подавление тяжелыми металлами (Hg2+, Zn2+, Pb2+) движения устьиц в листьях конских бобов.
Неспецифический механизм токсического действия тяжелых металлов заключается а ингибировании поглощения корнями ионов питательных элементов. При избытке никеля снижалось поглощение растениями железа и магния, что сопровождалось появлением признаков хлороза. Подавление поглощения растениями питательных элементов возможно вследствие конкуренции между ионами, а также структурной перестройки мембран и изменения активности мембранных ферментов. При высоких концентрациях никеля в среде концентрация цинка в растениях Triticum, aestivum снижалась, тогда как в растениях Т. durum не изменялась. Уменьшение под влиянием избытка никеля содержания в зерновках меди, кальция и магния происходило только у неустойчивого сорта Т. aestivum, у устойчивого сорта эти показатели оставались неизменными. При низких концентрациях вереде никеля (10в-6-10в3 моль/л) возможно его стимулирующее действие на содержание в растениях питательных элементов.
Токсичность никеля может отразиться ка водном обмене растений путем снижения водного потенциала листьев, устьичной проводимости, скорости транспирации, общего содержания воды, особенно в самом верхнем листе, где аккумулируется наибольшее количество этого металла. Уменьшение площади поверхности листьев, числа устьиц в расчете на единицу площади листа и их закрывание — вероятные причины снижения интенсивности транспирации при избытке никеля.
Высокие концентрации тяжелых металлов в среде могут также подавлять интенсивность фотосинтеза вследствие нарушения ультраструктуры хлоропластов и транспорта электронов, ингибирования синтеза хлорофилла и активности ферментов цикла Кальвина, недостатка CO2 в результате закрывания устьиц.
Один из первых признаков интоксикации растений тяжелыми металлами — угнетение роста растений, что используется при оценке уровня загрязнения окружающей среды. Пожалуй, наиболее сильное торможение роста корней по сравнению с ростом побегов обнаружено у растений-исключателей, адаптация которых к избытку металлов направлена на их аккумуляцию в корнях. По токсическому действию на рост корней проростков Lolium perenne химические элементы расположены в следующем ряду: Cu > Ni > Mn > Pb > Cd > Zn > Al > Hg > Cr > Fe. Расположение химических элементов в ряду может быть и в другой последовательности. Тяжелые металлы (Pb, Cu, Cd, Zn) в концентрациях 10в3-10в-3 моль/л вызывали сильные морфологические изменения в корнях и надземной части традесканции: подавление роста корней, краевой некроз листьев. Корнеобразование у этого вида растений подавляли и более низкие концентрации металлов (от 10в-9 до 10в-7 моль/л). В кончиках корней отмечены цитологические изменения, в частности увеличение количества многоядрышковых клеток (особенно под влиянием нитратов свинца и меди), что свидетельствует об усилении генетической активности. Проявление эффекта генотоксичности коррелировало с содержанием тяжелых металлов в почвах придорожной полосы.
Общее угнетение роста растений может сопровождаться нарушениями в формировании семян. Механизм ингибирующего действия тяжелых металлов на рост растений объясняют также снижением пластичности клеточных оболочек и нарушениями в делении клеток.
Культурные растения многих видов не способны накапливать селен в большом количестве и испытывают симптомы отравления при достаточно низких концентрациях этого элемента в тканях: меньше 100 мкг/г (люцерна) или меньше 10 мкг/г (пшеница). Средняя концентрация селена в пшенице, выращенной в Северной Америке и Австралии, соответственно 0,15 и 0,33 мкг/кг. В овощах и фруктах этот показатель колеблется в зависимости от вида растений и региона выращивания от 0,001 до 0,063 мг Se/кг. Однако при выращивании культурных растений в обогащенных селеном почвах концентрация этого элемента в продукции растениеводства может достигать токсичного для «пользователя» уровня. В некоторых провинциях Китая концентрация селена превышает в рисе 2,5 мкг/кг, в кукурузной муке — 7,5, в листовых овощах — 7,6 мкг/кг.
Прорастание семян — нечувствительная к избытку тяжелых металлов стадия онтогенеза. Высокие концентрации в среде никеля, кадмия, свинца, а также стронция (Cd > Ni = Pb > Sr) не влияли на наклевывание зерновок кукурузы, но ингибировали последующие стадии развития растений. Если кадмий и свинец главным образом накапливались во внешних оболочках семени, то никель и стронций — в зародыше, эндосперме и щитке. Несмотря на аккумуляцию в покровах семени кадмий — наиболее токсичный для прорастания зерновок кукурузы элемент. Свободное проникновение через семенные оболочки стронция практически не влияло на наклевывание семян в связи с низкой токсичностью этого элемента и его преимущественной локализацией в апопласте клеток зародыша и эндосперма кукурузы.


© 2012-2016 Все об агрохимии Все права защищены
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна